Как правильно проводить свадебные обряды?

магия малодости

Свадьба - это своеобразный ритуал заключения брака, представляющий собой комплекс исторически сложившихся религиозно-мифологических обрядовых действий, несущих в себе глубокий сакральный смысл - таинство, которое должны постичь двое, стоящие на пороге создания семьи и рождения детей.

В свадебном обряде любого народа гармонично переплетаются разнообразные атрибуты, действия и символы, тщательное соблюдение которых должно было обеспечить счастье, богатство, благополучие молодой семье, защитить ее от «злых сил», болезней и всевозможных невзгод.

Понимая всю серьезность предстоящего события, наши предки с особой ответственностью подходили к организации и проведению свадебной церемонии.

Выбирали сезон для свадьбы.

Так, например, месяц май вообще не рассматривался для организации свадеб, поскольку считалось, что выходить замуж в это время крайне нежелательно, потому что придется «маяться» в браке всю оставшуюся жизнь. Запрещались свадебные торжества и во время любых постов, в дни, когда народ поминал усопших родственников, а также на Пасху. Молодых не венчали по вторникам. Не совершалось венчание накануне и во время самых значимых церковных праздников, например, Крещения, Рождества, Сретения, Благовещения, Троицы и др.

Лучшей порой для проведения свадеб считались осень и зима, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. Урожай уже был собран, а значит было что поставить на праздничный стол. С 1 сентября и по 15 ноября – самые благоприятные дни для свадеб. Их в народе так и называли «свадебные недели». Удачным для венчания считали и Покров день, который являлся покровителем брачных союзов. Именно в этот день незамужние девушки в молитвах просили: «Батюшка Покров, мою головушку покрой».

Ориентировка на «удачные» числа.

Большое значение при организации свадеб наши предки придавали числам. Нечётные считались благоприятными, поскольку, согласно древним поверьям, они являлись символом жизни. Об этом свидетельствуют и современные традиции, например, четное количество цветов принято приносить на похороны, нечетное – на праздник.

Что касается свадебных традиций, то самыми удачными днями для сватовства считались третье, седьмое, девятое, одиннадцатое, а вот тринадцатое число - несчастливым. На сговоре тоже должно было присутствовать нечётное количество гостей.

Свадебный поезд обязательно состоял из нечетного количества подвод. Выпекали праздничный каравай также не менее трех женщин. И свадебные гулянья на Руси длились три, а иногда и пять или ровно семь, но обязательно нечётное количество дней.

Соблюдение очередности свадебных обрядов.

Чтобы свадьба была удачной во всех отношениях, а жизнь в браке счастливой, наши предки строго соблюдали последовательность выполнения каждого этапа свадебного обряда, который включал:
• сватовство
• смотрины
• рукобитье (или сговор)
• девичник или молодичник (совр. мальчишник)
• венчание
• свадебное застолье
• брачную ночь
• «гашение» свадьбы.

Считалось, что поочередное прохождение каждого из обрядов, способствовало духовному перерождению молодых, их постепенному перевоплощению в иной образ – жены, мужа, матери, отца семейства.

Не случайно весь свадебный обряд и сегодня приравнивается этнологами к инициации, своего рода «экзамену» молодых на социальную зрелость, на способность к самостоятельной жизни, принятие ответственных решений, в том числе касающихся семьи, рождения детей, материального обеспечения и т.д. Этим во многом объясняются и сроки подготовки к свадьбе, которые на Руси варьировались от нескольких месяцев до года.


Перечисленные выше обрядовые действия были обязательными, поскольку именно они являлись воплощением «истинного пути» создания счастливой и крепкой семьи. А вот нарушение или игнорирование одного из элементов свадебного ритуала интерпретировалось как незавершенность обряда, что в свою очередь приводило к невозможности осуществления венчания.

Порядок магического свадебного обряда.

Например, обряду сватовства придавалось особое магическое значение, поэтому от участников этого процесса требовалось соблюдение некоторых обязательных ритуалов.

Так, отправляясь в дом приглянувшейся невесты, сватам непременно нужно было обвязать вожжами (или веревкой) ножки у стола, а еще лучше печную трубу. Наши предки искренне верили, что подобные действия помогут быстрее «связать свадебку», а соответственно без лишних проблем сговориться с родственниками невесты.

Было также принято вслед уходящим сватам бросать специально приготовленный старый, желательно стоптанный лапоть, да так, чтобы упав на землю, от него поднималась пыль. Это непременно отпугивало «нечистую силу», способную помешать исполнению задуманного.

В отдельных регионах обязательным атрибутом свахи были кочерга, клюка или изогнутая палка. Считалось, что эти предметы тоже имели магическую силу, потому что помогали «выгребать девку» из ее родного дома. Иногда сваха имела при себе кусок рыболовной сети, опять же с целью удачного улова «молодки».

Соблюдали осторожность сваты и по дороге к дому невесты. Сватать приходили вечером, а иногда даже ночью, дабы избежать «дурного глаза». По этой же причине никому не разглашалась цель визита, в том числе и маршрут, по которому шли или ехали сваты. А чтобы «насмерть» запутать «нечистую силу», старались держаться огородами и объезжать людные места.

Прибыв в назначенное место, сваты переступали порог дома обязательно правой ногой (или били три раза правым каблуком сапога о порог). Для того чтобы сделка была удачной использовали еще приметы. Например, входя в дверной проем, незаметно прикасались плечом к правому косяку или во время переговоров специально задевали рукой ножку стола в надежде на удачный исход задуманного дела и т.д.

Зайдя в дом, сваты также соблюдали некоторый ритуал, например, садились точно под матицу (это потолочная балка, которая отделяет «гостевую зону» от «семейной»), заходить за нее посторонним было не принято.

Разговор между присутствующими родственниками практически всегда начинался завуалированно: «У вас товар. У нас купец...» или «У вас курочка. У нас петушок. Нельзя ли загнать их в один хлевушок?», «У вас красный цветочек. Может пересадим его в наш зеленый садочек?». Делалось это пять же с целью обмануть, запутать «злыдней» (злые силы), чтобы они не смогла ненароком вмешаться в процесс важных переговоров.

Если с первого раза сторонам договориться не удавалось, то сваты посещали дом невесты повторно. Если же все проходило удачно и с первого раза, то проводились смотрины, а следом и сговор, которые также сопровождались магическими ритуалами.

Рукобитье (рукопожатие или сговор) отцов семейств проходил следующим образом: мужчины становились друг против друга, часто их разделял обеденный стол, на котором находился каравай хлеба, и ударяли по рукам. Наличие хлеба придавало договору еще большую «крепость» и как бы официально узаконивало сделку.

Но вот что интересно: ладони отцов были прикрыты платками или рушником, в некоторых случаях использовали полы кафтана. Это свидетельствовало о том, что договор хоть и был заключен, но ни дети, ни родители сторон, пока еще родственниками не считаются.

Имели магические ритуалы и другие свадебные обряды. Некоторые из них дошли даже до наших дней. Надо отметить, что современные молодожёны не только не перестали верить в свадебную магию, но и продолжают применять ее на практике в надежде на счастливое семейное будущее.

Весь изложенный материал на этом ресурсе отражает только личное мнение автора и не может восприниматься, как руководство к действию и тем более, как единственно верный источник истины. Мира света и тепла тебе Гость. На главную.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

×