Почему люди верят в магию и паранормальный мир?

магия против науки

Несмотря на успехи науки и растущую доступность научного знания, которые должны были склонить подавляющее большинство людей на сторону рационального мировоззрения, в 21 веке много кто хранит, и даже приобретает веру в магию и паранормальный мир.

Трудно представить человека, который в той или иной степени сталкивался с верой в экстрасенсов и потустороннее восприятие, астрологию, телепатию и телекинез, колдовство и ведовство, исцеление благодаря пирамидам и талисманам, привидений и злых духов и тому подобное.

В США в определенные разновидности паранормального верят три четверти граждан. В экстрасенсов верят 41% опрошенных, в существование домов с привидениями 37%, в астрологию 25% (Moore, 2005). В отношении нашей страны соответствующих статистических данных мало. На популярность веры в паранормальное косвенно указывают просмотры телевизионных шоу вроде “Битвы экстрасенсов”. Много апелляций к экстрасенсорике, астрологии, предсказаниям есть в других медийных материалах.

Паранормальное притягательно для людей, которые имеют разное состояние, интеллект, уровень образования и масштаб личности. В одном из материалов BBC упоминается история о В. Черчилле, который вечером после принятия ванны, встретил призрак американского президента А. Линкольна. Невозмутимый, хотя и совсем голый, сэр Уинстон поздоровался и сказал, что господин президент застал его врасплох, после чего призрак улыбнулся и исчез (Robson, 2014). Сэр А. К. Дойл также участвовал в спиритических сеансах, а математик и логик А. Тьюринг верил в телепатию (Ibid.).

С исторической точки зрения вера в паранормальное, как и вера в магию, не является чем-то уникальным. С давних времен люди верили в волшебство и злые силы, свидетельством чего являются многочисленные этнографические исследования и художественная литература. Такая ситуация удивляет, потому что развитие науки и технологий является беспрецедентным, а рациональное мышление, которое лежит в основе этого развития, отрицает подобные верования.

Традиционные религии в целом не одобряют магические практики, а иногда и прямо их запрещают. Например, в исламе колдовство и вера в магию древних считаются наряду с убийством и отъемом имущества у сироты, большими грехами, которые не прощаются. Некоторые мусульманские юристы приравнивают подобные практики и верования в многобожие (ширк) и неверия (куфр) (Кардавы, 2005).

Понятие паранормальных верований.

Древнегреческий предлог «para» означает “за пределами”, “рядом”, “против”. Под паранормальными верованиями понимают взгляды, которые выходят за пределы научной картины мира. Синонимами паранормальных верований есть понятие “суеверия”, которые не используются в научном дискурсе, “оккультные верования”, “магическое мышление”. Понятие “эзотерических” и “New Age взглядов” частично идентичны вере в магию и тому подобный паранормальный мир, однако могут означать и другие явления.

Для понимания, о чем идет речь в конкретной ситуации, следует обращаться к контексту. Например, традиционный мистицизм также подпадает под определение эзотерики, а паранормальные верования, как и вера в магию, могут быть связанными не только с New Age, но и с бытовой архаикой.

Некоторые авторы сужают определение паранормального, понимая под ним следствие смешения онтологических категорий, то есть явлений физического, биологического и психического. Объекты физического, биологического или психического характера имеют в пределах паранормальных верований свойства другой онтологической категории.

Примером является способность мыслей, психических явлений двигать посторонние предметы, то есть влиять на предметы физического мира (вспоминается знаменитое “мысли материальны”, “визуализируй желаемое и получишь его” и тому подобное).

Другие примеры: существование духа отдельно от тела и телепатия, то есть преодоление психическим явлением (психическая единство личности, мышления) физических границ пространства. С другой стороны, физические объекты могут иметь в воображении верующих физические свойства: вода, домашние фотографии и мебель память и эмоции и тому подобное (Lindeman, 2017).

Учитывая последнее определение, вера в инопланетных пришельцев, снежного человека или лохнесское чудовище не является верой в паранормальное, это скорее представление о обычном мире, которые просто не подтверждены данными объективного наблюдения в современном научном мире.

Паранормальное и психическая патология.

Из описания необычности и иррациональности паранормальных верований возникает вопрос - может люди, которые верят в такие вещи, просто душевнобольные?

Иногда это действительно так. Навязчивые сверки своей жизни с гороскопами, сокрушительный страх перед предсказаниями гадалок и тому подобное могут свидетельствовать о патологическом состоянии, особенно если они возникают неожиданно и мешают обычной жизни. Вера в магию и потусторонний мир помогают простому обывателю с правится с внутренними страхами.

Люди с диагностированными психическими расстройствами значительно чаще верят в паранормальное, чем условно здоровые индивиды. Нередко верующие в паранормальное имеют умеренные признаки психического неблагополучия (Dein, 2012).

Особенно связанными с верой в паранормальное есть такие личностные черты, как паранойяльность (подозрительность и озабоченность собственной властью), шизотипия (склонность к необычным идеям и оригинальность на грани с эксцентричностью) и нейротизм (повышенная тревожность и эмоциональная неустойчивость).

Ряд исследований показал, что лица, пережившие насилие в детстве, верят в паранормальные явления и имеют паранормальный опыт в существенно большей степени, чем те, чье детство было благополучным. При этом не было выявлено различия в религиозности этих групп человек. Условно говоря, насилие или изнасилование в детстве существенно повышает вероятность веры в экстрасенсов, но не традиционной веры в Бога (Perkins Allen, 2006).

Нельзя, однако, свести все множество веры в паранормальное до психических расстройств, назвать это бредом и избежать рассмотрения других, существенно более важных факторов такой веры. Паранормальные верования сами по себе не являются признаком психического нездоровья, хотя кое-где идут с ним бок о бок.

Уровень образования и вера в паранормальное.

Определение паранормальных верований дает некоторые основания думать, что они присущи людям менее образованным. При этом стоит помнить примеры таких интеллектуальных и образованных людей, как упомянутые В. Черчилль, А. К. Дойл и А.Turing.

Исследователи-психологи в течение длительного времени изучали различия верующих в паранормальное и скептиков в когнитивных способностях: подвижном и кристаллизованном интеллекте, памяти, способности мыслить логически и прочее. Как правило, различия были незначительными, а то и отсутствовали (Lindeman, 2017).

В целом, эмпирические исследования подтверждают этот тезис. Они с очевидностью демонстрируют, что образование снижает паранормальные верования через такие механизмы, как обучение аналитическому и критическому мышлению, что позволяет эффективно отбрасывать безосновательные утверждения. Главным фактором отрицания паранормального является именно аналитическое мышление, то есть не простая сумма знаний, а когнитивный компонент (Aarnio Lindeman, 2005).

Аналитическое мышление и сознательная критика являются инструментами, которые, однако, не всегда могут включаться. Как ни странно, в некоторых случаях паранормальные верования преобладают среди образованных людей, в противовес скептическим лицам с более низким образованием.

Ощущение контроля над своей жизнью и гарантия безопасности дают человеку возможность воспользоваться своим аналитическим и критическим мышлением, и сильнее приглушают паранормальные верования, чем сама по себе способность к такому мышлению.

Когнитивные объяснения веры в паранормальное.

Мышление людей, верящих в паранормальное, иногда похоже на детское. Они склонны объяснять обычные события через обращение к магическому, существенно преувеличивать смысл случайных совпадений события. Швейцарский психолог и ценитель всего архаичного и посвященного Юнг назвал такие совпадения "синхронистичностью". Юнг описывал синхронистичность как вне причинный связывающий принцип.

Этот принцип предусматривал смысловые, а не причинные совпадения такие, которые воспринимаются отдельным человеком как значимые. Из чтения его одноименной работы (Юнг, 2003) трудно выяснить, верил ли он в объективную связь совпадений событий (зная его личность, на этот вопрос можно ответить утвердительно), которые, учитывая здравый смысл кажутся случайными.

Впрочем, для многочисленных верующих эта взаимосвязь кажется очевидной: если я задаюсь вопросом, стоит ли мне что-то делать, а облака по своей форме напоминают улыбку, то это “Вселенная” “хочет” от меня, чтобы я это сделал. Другой пример касается астрологии: физические объекты на огромном расстоянии влияют на земную судьбу людей, обусловливая их мышления (психический аспект), а также жизнь, болезни и смерть (биологический аспект).

Вера в магию, как и в мир паранормальных явлений, есть ни что иное, как попытка людей создать альтернативный «лучший мир», в котором всегда можно укрыться от внешних проблем, а может эта вера есть ни что иное, как память о прошлых воплощениях или что то иное.(Lindeman, 2017). Другой швейцарец, классик психологии ребенка Пиаже утверждал, что последним свойственно смешение онтологических категорий, в частности приписывание физической природе физических намерений (как-то “Облака образуются, чтобы шел дождь”).

Взрослые сторонники паранормальных верований сохраняют эту черту детского мышления: то, что делается, имеет какую-то сознательную цель, а не осуществляется само по себе так, как вера в магию и паранормальный мир в некоторых странах имеет огромное значение в жизни каждого человека.

Статья подготовлена Антоном Т., специально для проекта Domotkn.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

×